Классика в современном интерьере
Поистине образцовый стиль – классический. Парадокс его популярности на протяжении трех веков объясним разве только возможностью его трансформации и приспособлению к любым условиям бытия и символичной эстетикой. Респектабельность, традиционность, преемственность, стабильность и красота – вечные ценности, не подвластные ни моде, ни сиюминутному настроению. На них строился классический интерьер петербургских дворцов и усадеб, они же в основе организации современного пространства в сходной стилистике. Классику сегодня предпочитают люди разных возрастов и социального слоя, по ее законам выстраивают пространства большей части загородных домов и немалой доли городских квартир, причем как в старом жилом фонде, так и в домах типовой застройки более позднего периода, а также в новостройках. В связи с этим на протяжении всего исследования нас будут интересовать разнообразные проявления и развитие классики в современном интерьере.
«Чистая классика»
Человечеству свойственно черпать новые идеи, переосмысливая опыт предыдущих поколений. В 18 веке при создании роскошной обстановки дворцовых и усадебных интерьеров архитекторы ориентировались на античные образцы. Как иронично отметил в своих «Воспоминаниях» русский мемуарист Ф.Ф. Вигель (1786-1856): «Могли ли жители окрестностей Везувия вообразить себе, что через полторы тысячи лет из их могил весь житейский их быт вдруг перейдет в Гиперборейские страны? Одно было в этом несколько смешно: все те вещи, кои у древних были для обыкновенного домашнего употребления, у французов и у нас служили одним украшением: например, вазы не сохраняли у нас никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе с своими длинными носиками никогда не зажигались». Однако эти давно потерявшие функциональное назначение предметы по-прежнему восхищают взор людской и пользуются большим спросом у знатоков и любителей классической эстетики.
Из смешения классицизма (ампира), с предшествовавшими ему барокко и рококо родился популярный и все еще востребованный современный классический стиль, когда «определяющим стал принцип уравновешенности, гармонии и симметричности расположения элементов декорирования». С высоты сегодняшнего дня маняще выглядят роскошные парадные залы, оформленные в 18-19 веке за потрясающе красивыми фасадами старинных петербургских домов. Все это подчеркивает статус владельца, его состоятельность и респектабельность. Хотя позволить себе особняк для жилья на Невском проспекте наши современники не могут (там, как известно, более выгодно и престижно размещать офисы), но, как и 200 лет назад, успешному человеку необходимо материальное подтверждение своих достижений, которые сегодня выражаются в просторной квартире в престижном квартале, в дорого и с хорошим вкусом отделанном интерьере, в большом участке земли в ближайшем пригороде, в роскошном доме и гараже на несколько автомобилей самых дорогих моделей. Имидж – все! А потому фраза: «Хочу как в Эрмитаже» - выражение вполне реального заказа для дизайнера по интерьеру.
Стилизация
Когда в качестве ориентира выступает совершенно конкретный объект дворцовой архитектуры, задача дизайнера – выстроить и декорировать заданное пространство в духе обозначенной стилистики. В отличие от историзма, допускающего прямое цитирование, классицизм будил в архитекторе потребность в творческой интерпретации античного наследия. Такого рода рефлексия, на наш взгляд, и является плодородной почвой для появления великого многообразия прочтений классического интерьера: от непосредственного подражания – до воссоздания духа классики через отдельные элементы, сочетающиеся с основами иных стилей.
Одной из важнейших черт классического стиля явилось обращение к образам и формам античного зодчества и заимствование принципов построения пространства, архитектурных и декоративных элементов, и прежде всего ордера. В широком смысле слова ордер подразумевает образный и конструктивный строй архитектуры, прежде всего порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия). Поэтому одним из обязательных элементов классического стиля являются колонны. С момента возникновения этот элемент (ионический, дорический и коринфский) претерпевал массу изменений, но в классицизме использовался и модифицировался ионический ордер.
Более того, этот ордер является не только архитектурным принципом организации пространства, но и основой для оформления интерьерного решения. Колонны, полуколонны, пилястры, окна, двери, камины, зеркала стремятся к прямоугольной форме или тяготеют к правильной римской арке.
Для стилизованных классических интерьеров помещения обязательно должны обладать достаточной высотой потолка – от 4 м, а также пространством не меньше 200 кв. м. Сложно себе представить 100-метровый дворец с потолком в 2,70! Редкость таких объектов относительно общей массы интерьеров связана не только с несоответствием габаритов современных квартир, но и с дороговизной дворцовой отделки. Обязательной составляющей стилизованных интерьеров являются колонны, отделанные мрамором, гранитом или иным камнем. Чаще всего они несут не только декоративную нагрузку, но и являются важным конструктивным элементом. С их помощью авторы проекта обозначают либо зону прихожей, выделяя ее в ротонду, либо используют колоннаду на границе гостиной, придавая залу величественный и торжественный вид. Производные колонн: полуколонны могут использоваться в качестве декоративного приема или же элемента зонирования в любом помещении. Ассоциативному копированию подлежат также лепной орнамент (для украшения которого иногда используют роспись золотом), сюжеты настенной художественной росписи, рисунок паркета, цветовая палитра, используемая в ампире или барокко, принцип декорирования окон, а также мебель и аксессуары, которые либо являют собой антикварную ценность, либо являются авторскими копиями, сделанными высокопрофессиональными мастерами. Добавляют колорита таким квартирам старинные шпалеры, коллекции художественных полотен, настоящего костяного дореволюционного фарфора, бронзовых часов и прочих ценных вещиц, что вполне соответствует духу русской усадебной культуры прошлых столетий. «Приверженность владельца тем или иным увлечениям неизменно оказывается наглядной и знаковой, своего рода отпечатком его личности. Так различные редкости повествуют о судьбе хозяев, о посещении ими дальних стран. Эти «сувениры» оказываются сродни экспонатам усадебных музеев, даже если не находятся в специальной среде…. Эта традиция сохраняется и позже».

При создании стилизованных интерьеров строго следуют классическим принципам организации пространства и расположения функциональных зон. С возвращением классической стилистики в жилища современного россиянина вернулось деление интерьера на общую и приватную половины, которое было принято у наших предков.
«На две зоны – парадную и приватную – интерьер богатых частных домов делился издревле. Уже в античности существовали особые комнаты для приема гостей. С течением времени граница между «парадным» и «приватным» меняла свои очертания. В XVIII веке, с одной стороны, ежедневный и совсем неинтересный для современников быт был удален с глаз во внутренние покои, с другой стороны, некоторые его составляющие были выставлены напоказ своей «парадной» стороной и включены в ритуализированное действие, разворачивавшееся в «комнатах великолепия». Например, в свою Парадную спальню богатые вельможи зачастую приходили только утром для одевания и причесывания, сопровождавшегося приемом удостоенных этой чести посетителей – такой ежедневный «туалет» приобрел статус «не для посторонних глаз» только в XIX веке. Удивляла потомков и ванная комната, иногда включавшаяся в парадную анфиладу дворцов XVIII века. …Как видим, ванная воспринимается почти также, как «изумительные фламандские деревянные барельефы» из «Зала приемов». «Парадные» ванны могли делать из серебра (как в Таврическом дворце у князя Потемкина) и с гордостью демонстрировать окружающим. Такое «парадное», театрализованное мытье (тогда это делалось в простыне) тоже подразумевало присутствие посторонних – принимая ванну можно было вести светские беседы с гостями.
Но к исходу «галантного века» приватная сторона жизни стала приобретать все большее значение. … «Личность» - это уже не часть целого, она не «растворена» в коллективном, как прежде, а имеет полное право не только на свой внутренний мир, но и свою среду обитания, обретшую, наконец, самостоятельное значение и особую ценность. … сфера приватного перестает восприниматься, как нечто низменное и недостойное внимания».
«В период последней четверти XVIII – первой четверти XIX века деление на парадное и приватное, с одной стороны, не утратило своей актуальности и жилые интерьеры существенно отличались от парадных, с другой стороны, на протяжении первой четверти XIX века начался процесс «завоевания» (по терминологии Е.В. Николаева) парадного интерьера жилым. Процесс этот шел медленно, преодолевая эстетические установки ампира, сориентированные на «высокое» античное искусство, глубоко проникшее в жизнь. В это время «быт еще всецело был предметом искусства».
Но время шло, и «полупустые», с убранным с глаз бытом» комнаты заполняются вещами. Затесняются и заставляются и во второй половине XIX века превращаются в уютные и донельзя перегруженные разнообразными предметами свидетельства внимания человека к самому себе». Так родилось «мещанство», с которым всячески боролось советское правительство.
В результате этой борьбы процесс упрощения интерьера достиг своего апогея: пространство квартир и домов превратилось в обыденное и целиком использовалось для бытовых нужд. Слово «парадное» осталось принадлежностью исторических дворцов. И только в последние лет 15 его стало возможно отнести к появившимся, но все еще редким в Петербурге современным образцам стилизованных интерьеров, площадь которых, порой, достигает до 1000 кв. м. Это своего рода мини-дворцы. В них жилые и хозяйственные помещения расположены в значительном отдалении от парадных залов, используемых только в значительных случаях. Однако общий высокий уровень отделки всех помещений, стремление к уюту и комфорту, единство стилевого подхода и обилие весьма дорогостоящей ручной работы приближает эстетику таких апартаментов к дворцовой.
Строгая классика
«Создать современный классический интерьер очень не просто. Ты будто балансируешь на тонкой грани, с одной стороны которой вычурная помпезность, а с другой – авторская рефлексия по поводу академических образцов интерьеров, созданных более столетия назад». Однако создание такого интерьера – весьма интересная задача для профессионала. Такие интерьеры не противоречат нашему перегруженному информацией и заботами времени, а служат скорее умиротворяющим фоном для отдыха, расслабляют и напоминают о вечных ценностях. В окружении благородных вещей хочется жить, ощущая себя потомственным аристократом, имеющим осанистого дворецкого и садовника, подстригающего коллекционные розы в саду имения, принадлежащего вашей семье несколько веков. 
Современные архитекторы и дизайнеры создают новые высокотехнологичные интерьеры, в которых сохраняются основные черты классического стиля, органично сочетаясь с новыми формами и материалами. И если параметры помещения позволяют, местоположение и архитектура дома требуют, а хозяева хотят и могут себе позволить, тогда появляются объекты подобные квартире, оформленной дизайн-группой «Лестница» в историческом центре Санкт-Петербурга.
Сегодня мы наблюдаем возрождение проявления индивидуальности при оформлении жилого интерьера: снова появилось деление пространства на «личное» и «общее». Этот прием становится традиционным при организации современного жилого пространства. «Хозяева пришли в студию с проектом перепланировки, который Александр (Котов) и Наталья (Максимова) переосмыслили, оставив от него только принцип разделения пространства на приемную и приватную половины. Это решение было совершенно логично, поскольку рубежом между ними стала капитальная стена». Однако, сказать о том, что сегодняшнее «общее» и дворцовое «парадное» пространства по сути идентичны, будет неправильно, поскольку общая часть, одновременно со стилистической и имиджевой, несет на себе бытовую нагрузку. Важным, можно сказать, эпохальным событием в организации современного жилого пространства стало приобщение к общей зоне кухни, которую на протяжении веков считали хозяйственным помещением и скрывали от посторонних глаз. Теперь она неизменный спутник гостиной и столовой, которые являются основными носителями парадности в жилом пространстве. Более того, являясь составной частью единого объема, эта зона часто остается открытой для взора гостей, а значит, должна нести, наравне с другими парадными зонами, стилистическую нагрузку, одновременно выполняя и роль высокотехнологичного помощника в хозяйстве. Объединение гостиной, каминной, как ее обязательной части, столовой и кухни в открытое пространство позволяет выстраивать их по принципу анфилады, характерной для классического интерьера. На примере описанного объекта видим, как на центральную ось парадного прохода, идущего от среднего окна зала через всю приемную зону и симметрично делящую пространство, нанизаны парами функциональные зоны: гостиная – столовая; каминная – кухня; кабинет – ваная+прихожая. Единственным замкнутым помещением в этом ряду, кроме, естественно, ванной, является кабинет. Но и эта территория активно сообщается с остальным пространством посредством арочного оконного «триптиха», выполненного во всю высоту простенка.
Появление колонн в этом интерьере объясняется не только выбранной стилистикой. Техническое состояние дома потребовало как частичной замены перекрытий под полом гостиной зоны, так и усиления потолка с помощью опорных конструкций, которые как раз и спрятаны внутри четырех колонн. Необходимость скрыть вентиляционные коммуникации привела к появлению значительно заниженного уровня кессонного потолка в кухне и каминной. Таким образом, колонны стали опорой для арочного свода, расположенного по центральной оси. Это решение привнесло в кухню и каминную ощущение комфортного пребывания и подчеркнуло эффектность самого свода.
В отличие от парадных интерьеров, рассмотренных нами выше, данное пространство выполнено в более сдержанной манере, однако его стилевая принадлежность не вызывает сомнения. Помимо архитектурно-планировочных приемов, на классику указывают выбранные авторами проекта декоративные решения: использование натуральной лепнины, выполненной по классическим образцам, художественного паркета, венецианской штукатурки. Созданный интерьер нельзя назвать роскошным и элитным, но торжественным, строгим и чисто классическим он является без сомнения. Гармонизации образа авторы проекта добились подбором созвучной обстановке мебели и тщательному подходу к декорированию окон.
Исторически так сложилось, что жилые помещения, которые сегодня называют «приватной зоной», не несли стилевую нагрузку, а выполнялись в произвольной манере. В современных классических интерьерах эта традиция по-прежнему имеет место: каждая комната выполняется в духе, близком ее хозяину, и может иметь мало общего с оформлением приватной части.
Классические интерьеры рассчитаны на спокойных и консервативных людей, состоявшихся в жизни, не меняющих интерьер в угоду моде. Классика покупается надолго и передается по наследству.
Трансформация классики
Однако «чистая классика» сегодня не так востребована россиянином, как ее сочетание современное прочтение и смешение с элементами других стилей. Являясь по сути своей продуктом смешения стилей, называемых классическими (барокко, рококо и ампир), классика способна как впитывать в себя сторонние элементы, так и сама становиться частью задуманного дизайнером образа. Работая на контрасте, на совмещении с казалось бы несовместимым, авторы сегодняшних интерьеров порой получают новые образы, несущие свежий эмоциональный заряд и эстетику завтрашнего дня.
Современная классика
В перечне стилей, используемых сегодня в дизайне интерьера прочное место занала «современная классика». В таком интерьере может не быть наиболее типичных элементов классицизма, как архитектурного стиля, например, колонн или лепнины. Не обязательна антикварная мебель или мебель, выполненная по историческим образцам. Самое важное – создать в любой по типу и метражу квартире особое ощущение стабильности и надежности, которое возникает обычно в классическом интерьере. Эта спокойная атмосфера не устаревает никогда вне зависимости от моды.
Современный классический стиль – это сочетание традиционного для классики использования качественных натуральных материалов (дерева, камня, металла) с простыми геометрическими формами и благородством декора. Для таких интерьеров характерна мебель из массива древесины с красивой фактурой и рисунком, а в обстановке – применение больших поверхностей стекла и отделки из природных материалов: мрамора, камня, керамической плитки классических форм.
Общий колорит обстановки близок к естественным, природным цветам и спокойным тонам. В этих невычурных интерьерах декором является рисунок древесины, структура камня, матовое или прозрачное стекло, хромированные детали. Мебель, как правило, не занимает много места, достаточно проста по форме, а красота ее – в благородстве используемых материалов. 
Из декоративных элементов по-прежнему используются живопись и скульптура, но не реалистическая, а чаще абстрактная, стилизованная. Украшением интерьера также служит керамика и фарфор – тарелки, вазы, но теперь изделия, как правило, лаконичны по форме и цвету, расставлены в специальных застекленных шкафах или на полках с книгами. В интерьере присутствуют декоративные живые растения или сухие композиции.
Пол часто покрыт паркетом, но уже не художественным, а просто из качественной древесины. Ткани также широко используются, но теперь они не плотные и тяжелые, а легкие, чаще полупрозрачные и выполнены из экологичных материалов. Если плотные шторы все же необходимы (людям, как правило, хочется спрятать свою частную жизнь от посторонних взглядов), то в современной классике, в отличие от классики традиционной, они обходятся без сложных обильных драпировок и дополнительного декора (в виде бахромы, кистей или фестонов). 
Мебель предпочтительна, как и в традиционной классике, из дерева, но, помимо массива, допускается и качественный
шпон. Формы мебели простые, геометрические. А в качестве декоративного оформления, как уже говорилось, выступает сама фактура и натуральный цвет древесины: вишни, бука, ореха. В конструкции мебели широко используется закаленное стекло.
Цветовое решение интерьера - спокойные теплые тона, сочетание пастельных (кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых) стен с натуральными, чаще светлыми, тонами деревянного пола и мебели. Но в качестве контраста, для придания динамизма обстановке, могут использоваться и цветовые пятна: большие постеры или даже отдельная стена, выкрашенная в достаточно яркий цвет.
Светильников, как правило, много на разных уровнях: точечные на потолке, стенах и напольные. Плафоны из матового стекла создают мягкое, рассеянное освещение, при котором комфортно отдохнуть и расслабиться.
Классическую обстановку в современном стиле предпочитают люди уравновешенные, уверенные в себе, занятые делом, карьерой. Их привлекает интерьер спокойный, респектабельный, где нет нагромождения мелких деталей, где каждый элемент кажется особенно значимым, а пространство квартиры воспринимается как гармоничное целое.
Сочетание классики с другими стилями
Прием сочетания классики с элементами иных стилей используется в интерьерах, хозяева которых хотят одновременно подчеркнуть и респектабельность и оригинальность, индивидуальность своего жилища. Это, как правило, интерьеры с претензией на модность, престижность, стильность и современность.
К примеру, если в построенную по всем правилам классического интерьера (с анфиладной планировкой, характерным оформлением: натуральным лепным декором, художественным паркетом, камином, большой хрустальной люстрой, мраморными подоконниками) добавить аксессуары в африканском духе (картину, статуэтки), то помещение приобретет иную тональность и экспрессию. При этом интерьер легко может трансформироваться при необходимости и превратиться снова в «чистую классику», если заменить художественное полотно и мелкую пластику на более традиционные и соответствующие данному стилю.
Стоит в чопорный столовый зал с резным кессонным потолком, украшенным расписными медальонами, с массивным столом на двенадцать персон и тяжелыми стульями с высокими спинками, установить колоритный инкрустированный китайский комод, как тут же в звучании интерьера появляются восточные мотивы.
Современные художники по интерьеру на примере своих работ доказали, что классику можно смешивать практически с любым стилем: с маракеш и минимализмом, включать ее элементы в интерьер фьюжн, кантри и даже скрещивать с хай-теком.
Строгий классической формы лепной карниз органично соседствует с глянцем натяжного потолка любого цвета, даже черного. При этом иных элементов данного стиля в интерьере может и не быть, но ощущение классики здесь уже присутствует.
Абсолютно хай-тековская кухня в классических стенах будет выглядеть лабораторией по приготовлению кулинарных изысков. Ну и пусть. Это выводит наше восприятие интерьера на новый эмоциональный уровень, не вызывая диссонанса и отторжения, что доказывает тот факт, что такое сочетание может сосуществовать в рамках одного помещения.
Заключение
Метаморфозы, описанные нами в рамках данного исследования, убеждают в том, что классический стиль – живой организм, который, не нарушая основных принципов, заложенных в него два века назад, сумел сохранить свое лицо, свою актуальность и модифицироваться, образуя органичный симбиоз с другими стилями.
Изменение условий быта современного человека, ограниченность пространства городского жилья не ослабило интереса людей к традиционным классическим интерьерам. А интерьеры, выполненные в жанре «дворцового интерьера» или же в духе строгой классики по-прежнему вызывают всеобщее восхищение.
1 Ф.Ф.Вигель «Воспоминания»
2. Соколова, Орлов «Глазами современников»
3.О. С. Евангулова «Художественная «вселенная» русской усадьбы». М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 304 с. С. 85
4. Русская усадьба. Сборник Общества изучения руской усадьбы. Вып.9(25). Коллектив авторов. Научный ред.-сост. М.В.Нащокина. М., Издательство «Жираф», 2003. 640 с.:илл. С.В.Девятова. «Особенности «домашней жизни» и жилого интерьера усадебных домов конца XVIII – начала XIXвека»: С.24-25
5. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып.9(25). Колл. Авторов. Научный ред.-сост. М.В.Нащокина. М., Издательство «Жираф», 2003. 640 с.:илл. С.В.Девятова. «Особенности «домашней жизни» и жилого интерьера усадебных домов конца XVIII – начала XIXвека»: С.28
6. Адриана Морар. «Классика как она есть». «Мир и Дом», №__. 2006. С. __.
7. Адриана Морар. «Классика как она есть». «Мир и Дом», №__. 2006. С. __.


Все права защищены и охраняются законом © 2002-2014
Дизайн-группа "Лестница"
8 (812) 387-2562 info@lestniza.spb.ru
Санкт-Петербург, Благодатная ул., 46-63